Контакт-центр: 8 495 620-81-01
Платные услуги: 8 495 620-81-03
Стоматология: 8 495 620-81-02
Косметология: 8 499 241-05-16

Художественный фонд Поликлиники

Художественный фонд Поликлиники создавался с первых дней её основания в 1925 году, что видно на архивных фотографиях. Сегодня он составляет более 200 картин известных российских художников, таких как П. П. Кончаловский, С. П. Рычагов, Г. А. Сретенский, Б. Ф. Домашников, Н. И. Барченков, Я. С. Николаев, В. Ф. Штраник, С. И. Чирков, И. А. Абдурахманов и многие другие.
Из года в год Союзы художников СССР регулярно передавали свои работы в Поликлинику. Наиболее активно художественный фонд Поликлиники пополнялся при Mинистре культуры СССР Екатерине Алексеевне Фурцевой.

 

П. П. Кончаловский «Сирень к корзине»

Пётр Петрович Кончаловский (21 февраля1876 года, Славянск — 2 февраля 1956, Москва). Народный художник РСФСР (1946). Лауреат Сталинской премии первой степени (1943).Один из основателей объединения «Бубновый валет», его председатель (1911).
Основную часть своей творческой жизни Пётр Кончаловский прожил в Москве. Это был необычайно талантливый и плодотворный художник. За свою жизнь создал почти 2 000 полотен. В Поликлинике есть его картина «Сирень в корзине» (1944 г.) Другая «Сирень в корзине» сегодня находится в Третьяковской галерее.

 

М. П. Кончаловский «Дичь»

В талантливой семье Кончаловских был ещё один художник — Кончаловский Максим Владимирович — ректор Института художественного творчества при Академии изящных искусств. Внук М. П. Кончаловского, выдающегося клинициста, основателя школы клиники внутренних болезней, Заслуженного деятеля науки СССР, сына П. П. Кончаловского.
В художественном фонде Поликлиники есть и его картина — «Дичь».

 

 

Г. А. Сретенский «Натюрморт с виноградом»

Ученик П. П. Кончаловского Г. Сретенский был одним из основателей общества «Бытие», созданного в 1922-м году выпускниками и студентами ВХУТЕМАСа, которое за годы своего существования общество организовало восемь выставок, и в Шестой выставке вместе с учениками принимали участие их учителя — П. Кончаловский, А. Куприн, О. Осмеркин. Пейзажи и натюрморты становятся главными жанрами для большинства художников объединения на многие годы, теми жанрами, в которых они стремились воплотить свое восприятие феномена бытия. подчеркивает материальность бытия. Помимо писания уже традиционных для себя пейзажей и натюрмортов, художники, повинуясь новым требованиям времени, начинают работать над жанровой, тематической картиной. Однако своей главной задачей они по-прежнему считают работу с натуры и делают множество подготовительных этюдов.

Все произведения Г. Сретенского 1920—30-х гг. погибли в годы Великой Отечественной войны. Его послевоенные работы — убедительное свидетельство того, что со времени ученичества во Вхутемасе до самой смерти он оставался преданным традиции, рожденной еще в самом начале 1910-х годов крупнейшими мастерами ХХ века, собравшимися тогда в объединении «Бубновый валет», и утвердившей свою жизнеспособность в искусстве потомков.

В. C. Орлов «Георгины» (1937)

Один из авторов картин, которые экспонируются сегодня в Поликлинике — Василий Сергеевич Орлов. Будучи внуком иконописца и сыном известного художника, он сам провел множество персональных выставок. В 1997 году несколько его картин было представлено и продано на аукционе «Christie’s». Работы В. С. Орлова находятся в собраниях Таганрогской картинной галереи, в частных коллекциях России, Италии, Германии, США, Канады и Франции.
Василий Сергеевич Орлов (1910—2010) родился в городе Грайворон Курской губернии. Его дед, крепостной графа Шереметьева, был иконописцем. Отец, Сергей Александрович Орлов (1886—1951), учился у К. Савицкого в Пензенском художественном училище, затем — в Киевской рисовальной школе. В 1932 году В. С. Орлов окончил Харьковский художественный техникум.
Перебравшись в 1933 году из Донбасса в Таганрог, Василий Сергеевич учит рисованию детей 13-й и 14-й городских школ, а отец, Сергей Александрович, преподает в 10-й школе, в художественной студии, Таганрогском учительском институте. С 1935 года принимает участие в городских и областных художественных выставках. Во время оккупации Таганрога Орлова угоняют на принудительные работы в Германию, где он был вынужден трудиться чернорабочим на фабрике до самого конца войны. Вернувшись после войны в Таганрог, В. С. Орлов работает в таганрогском филиале кооперативного объединения «Всекохудожник». В 1946 году Орлова принимают в члены Союза художников. И исключают через три года, за то, что попал в немецкий плен. После 1953 года Орлову предлагали восстановиться в Союзе художников СССР, но он отказался. В 1997 году несколько работ В. С. Орлова (среди них — живописное полотно «По родному краю») было представлено и продано на аукционе «Christie’s». Свой вековой юбилей Василий Орлов отметил персональной выставкой в Таганрогском художественном музее. С 1953 по 2010 год В. С. Орлов провёл девять персональных выставок. В 2010 году Василий Орлов был принят в Союз художников России. Работы художника находятся в собраниях Таганрогская картинная галерея, Таганрог; частные коллекции России, США, Канады, Италии, Германии, Франции.

 

Я. С. Николаев «Гурзуф»

Ярослав Сергеевич Николаев (30 апреля 1899, Шяуляй, Ковенская губерния, Российская империя — 1 июля 1978, Ленинград, СССР) — советский живописец, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, Народный художник РСФСР, член Ленинградского Союза художников, представитель ленинградской школы живописи. В 1906 году семья переехала в Томск, где в 1917 году окончил гимназию. Параллельно с учёбой в гимназии в 1914 году начал заниматься живописью у художника Н. Смолина, ученика Н. Фешина. В 1915–1917 годах посещает двухгодичную школу живописи, занимается в частной студии Казимира Зеленовского, ученика Клода Моне. С 1919 по 1930 год жил и работал в Иркутске. С 1930 года жил и работал в Ленинграде. Член АХР, с 1932 года член Ленинградского Союза советских художников. Участвовал в выставках с 1927 года.

В годы войны оставался в Ленинграде. В 1948—1951 годах возглавлял Ленинградский Союз советских художников. В 1956 году присвоено почетное звание Заслуженный деятель искусств Российской Федерации. В 1975 году присвоено почетное звание Народный художник РСФСР. Его произведения находятся в Государственном Русском музее, в музеях и частных собраниях в России, Великобритании, Франции, Японии и других стран.

 

А. Гутерзон «Ледоход на Байкале»

Гутерзон Аркадий Ильич (1922—1981), живописец. Родился в г. Мозыре Белорусской АССР. C 1937 по 1941 гг. учился в Витебском художественном училище у Л. М. Лейтмана и В. Я. Хрусталева. С 1945 г. живет и работает в Иркутске. Член СХ СССР с 1957 г.

 

 

 

 

 

 

Б. Ф. Домашников «Белая сирень»

Домашников Борис Федорович (1924—2003) — народный художник СССР. Заслуженный художник РСФСР (1965). Заслуженный деятель искусств Башкирской АССР (1965). Народный художник РСФСР (1975). Учился в Уфимском театрально-художественном училище (1945—1950) у П. М. Лебедева, А. З. Тюлькина. Дипломная работа — эскизы декораций к опере «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова. Участник выставок с 1953 г. Создавал пейзажи, преимущественно лирические («Окна» (1962, ГРМ)). Награжден серебряной медалью за работу «Окраина к вечеру» в 1957 г. Работы экспонировались на выставках (Англия — 1958, Япония — 1959, ГДР — 1960, Швеция −1964, ОАР — 1966, Франция — 1967, Всемирная в Монреале — 1967 и др.) Выставки его произведений состоялись в 1955 (Уфа), 1963 (Москва, Ленинград, Горький, Свердловск и др. города СССР). В 1972 (Москва, Новосибирск). Работы художника хранятся в ГТГ, ГРМ
Б. Ф. Домашников «Белая сирень» и во многих музеях
бывшего СССР и частных коллекциях Европы.

 

Н. И. Барченков «Полевые цветы»

Народный художник России Николай Иванович Барченков ( 1918—2002 ) родился в семье потомственных кустарей-игрушечников в Сергиевом Посаде. В 1935 году Николай Иванович поступил в Московское областное училище Памяти 1905 года ,где с большим пиететом относились к наследию великих русских мастеров: Ильи Репина, Константина Коровина, Валентина Серова, Исаака Левитана. После окончания училища в 1939 году, работая копиистом в Музее Революции, Н. И. Барченков внимательно изучал своеобразие художественной манеры известных советских художников. В 1945 году Барченков был принят в члены Московского областного Союза художников. Большое значение для его творческого роста имела работа на Академической даче им. И. Е. Репина, куда он приехал в первом потоке художников сразу после ее открытия в 1948 году. Поддержку в профессиональном становлении художника сыграл Загорский
музей-заповедник, где в 1953 году прошла его первая персональная выставка, позже были организованы большие юбилейные экспозиции мастера. С 1944 года Н. И. Барченков — постоянный участник Всесоюзных, Республиканских, Областных и Зональных художественных выставок, а так же, с 1965 года, выставок за рубежом ( США, Франция, Великобритания, Япония, Польша, Италия, Финляндия, Германия, Канада).
В 70-х годах сложились ставшими знаменитыми и породившие массу подражений «барченковские» мотивы натюрмортов: красная калина на столе, в занесенном снегом уголке сада, спелые яблоки среди опавших листьев, пышные ромашковые букеты и клубника, а также сюжеты городскиж пейзажей: Лавра сквозь причудливую графику ветвей, посадские дома, выглядывающие из под снежных «шапок», многоголосые пестрые базары на Красногорской площади близ монастырских стен.
В 1972 году Н. И. Барченкову было присвоено почетное звание «Заслуженный художник РСФСР». В1978 году он был награжден золотой медалью и званием Почетного члена Итальянской Академии художеств на Международной ярмарке искусств в Барии (Италия). В 1980 году Николаю Ивановичу присвоено звание «Народный художник РСФСР». Его большие персональные выставки прошли в 1978, 1980, 1988 гг. в Москве, в 1980 — Токио (Япония), 1984 г. — Монреале (Канада). Николай Иванович Барченков вел активную творческую и общественную работу являясь членом Правления МООХФ, Правления Союза Художников РСФСР, на протяжении многих лет являлся бессменным членом выставкома, председателем Художественного совета по живописи Загорской художественно-производственной мастерской.

 

И. И. Горохов «Флоксы»

Иван Иванович Горохов (1905—1988 гг.) — родился в Можайске. Получив первоначальное образование у отца Ивана Лаврентьевича Горохова, Иван Иванович, решив стать профессиональным художником, в 1938 году поступает в Московский учительский институт. Но получить законченное художественное образование ему не удалось — помешала начавшаяся война. Иван Иванович стал известен как художник уже после войны. Творчество его более строго и ограничено пейзажами, яркими букетами цветов.

 

 

 

 

 

 

С. И. Чирков «Морозное утро»

Чирков Сергей Иванович (1924—1994) — Заслуженный художник РСФСР. В 1942—1945 гг. воевал в составе Второго Украинского фронта. Сделал много набросков и рисунков фронтовой жизни. В 1946 г. принял участие в выставке военных художников Южной группы Советских войск, проходившей в Румынии. В 1948 г. по ходатайству С. В. Герасимова был досрочно демобилизован и поступил на графический факультет Московского Государственного Художественного Института им. В. И. Сурикова, который окончил с отличием в 1954 г. по мастерской Е. А. Кибрика (дипломная работа «Песнь о Волге»). С 1956 г. по 1994 г. преподавал рисунок в Институте, в т. ч. в мастерской В. Г. Цыплакова, являлся деканом живописного факультета. Несколько лет работал Заместителем министра культуры РСФСР. В 1975 г. по инициативе художника в селе Панфилово была создана первая во Владимирской области сельская картинная галерея.

Персональные выставки состоялись в Москве (1974, 1984, 2005) и неоднократно в Муроме. Работы хранятся в Муромском историко-краеведческом музее, Самарской картинной галерее, в частных коллекциях в России и за рубежом: Англии, Франции, Испании, Германии.