Контакт-центр: 8 495 620-81-01
Платные услуги: 8 495 620-81-03
Стоматология: 8 495 620-81-02
Косметология: 8 499 241-05-16

Комментарий профессора Е. Л. Никонова «Первому каналу»

Какие сюрпризы могут поджидать тех, кто решит обратиться за помощью в платную клинику и как понять, действительно ли назначенная там процедура стоит тех денег, которые за нее просят.

Ведущая: «Об этом нам расскажет доктор медицинских наук профессор Евгений Никонов. Здравствуйте, Евгений Леонидович».

Никонов Е. Л.: «Здравствуйте».

Ведущая: «Скажите, какие обследования лучше не делать в частных клиниках?»

Никонов Е. Л.: «Во-первых, нельзя говорить частные или государственные клиники. Они абсолютно едины и равны в плане того, что они находятся на едином рынке медицинских услуг. И здесь нельзя говорить, что в государственном учреждении все будет хорошо. А вот в частных что-то не надо делать».

Ведущая: «Как понять в частной клинике, когда тебе назначают массу анализов, что действительно тебе нужно, а где пытаются опустошить твой кошелек?»

Никонов Е. Л.: «Каждый пациент перед тем, как быть подвергнутым какой-либо процедуре, операции, или сдачи анализов должен подписать информированное согласие и врач ему должен подробно объяснить сущность того, что с ним будет происходить. И зачем этот анализ необходим».

Ведущая: «Можно по каким-то признакам понять, что, когда врач подробно рассказывает и что все эти анализы нужно сдать, то он просто запугивает. Как заподозрить, когда пытаются тебя обмануть?»

Никонов Е. Л.: «На самом деле оценить качество медицинской помощи пациент не может. У него нет специальных знаний в этой области. Если вы в чем-то сомневаетесь, вот даже на уровне интуиции, вы всегда можете обратиться к другому врачу и узнать, что рекомендует он. Потом просто сопоставить».

Ведущая: «А если больному не понравилось, как ему оказали услуги, за которые он заплатил, куда жаловаться?»

Никонов Е. Л.: «При региональных министерствах и органах управления здравоохранения субъекта существует отдел лицензирования медицинской деятельности и контроля качества медицинской деятельности. Они, собственно говоря, выдают лицензию на осуществление деятельности частным организациям и контролируют их же. Хотя, прежде всего надо поговорить с главным врачом или заместителем главного врача по лечебной работе и попытаться решить вопрос там. Следующая инстанция, куда можно обращаться это естественно Росздравнадзор. Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития. Кроме того, если нанесен серьезный вред здоровью, вы можете обратиться и в прокуратуру. Инициировать свой судебный иск и соответствующее разбирательство».

Ведущая: «Ну, а вот в таких ситуациях компенсировать потраченные деньги можно как-то?»

Никонов Е. Л.: «Конечно. Дело в том, что на платные медицинские услуги полностью распространяет свои действия закон о защите прав потребителя. Поэтому вы должны сохранить все договора, все чеки и чтобы в суде, или при разборе ситуации вы могли аргументированно доказать, что во-первых, эта услуга вам была оказана, и что сам факт этот состоялся».

Ведущая: «Сейчас многие переходят на такую форму страховки, когда на год прикрепляют всю свою семью к какой-то определенной клинике. Вот как вы считаете, это оправдывает себя?»

Никонов Е. Л.: «Отчасти оправдывает. Но бывают такие ситуации, когда пациент приходит на плановую диспансеризацию в соответствии со своим прикреплением и счет за анализы, которые он проходит, иногда избыточны, перекрывают полностью страховку. А когда возникает, собственно говоря, проблема и нужно обратиться в клинику, вам говорят ваш лимит страховки уже исчерпан. Вот эта проблема есть».

Ведущая: «А при каких заболеваниях могут отказать в страховке?»

Никонов Е. Л.: «Как правило, на добровольное медицинское страхование не берут онкопатологию. Но это не значит, что человек остается без помощи. У нас человек застрахован государством, он также может обращаться в абсолютно любое учреждение здравоохранения».

Ведущая: «Спасибо, Евгений Леонидович. Как пациенту понять, что врача интересует лишь его кошелек и можно ли найти управу на тех, кто хочет нажиться на чужом здоровье, об этом нам рассказал доктор медицинских наук профессор Евгений Никонов. Давайте подведем итог нашей беседы».

Проверить диагноз можно, сравнив мнения разных врачей.

Лучший способ проверить, действительно ли так необходимы все обследования, которые вам назначил врач, выслушать мнение еще одного специалиста. Если рекомендации обоих медиков совпадают, значит, никаких поводов для беспокойства нет.

На недобросовестных врачей можно жаловаться в Росздравнадзор.

Если же вы уверены, что в клинике вас обманывают и попросту «тянут» из вас деньги, обращайтесь в региональное министерство здравоохранения. Там существуют отделы, которые выдают лицензии медицинским организациям и контролируют их работу.

Сохраняйте все договоры и чеки об оплате услуг.

А вот если по вине врачей вы не только лишились денег, но и потеряли здоровье, обращаться нужно уже в прокуратуру. Но, чтобы доказать свою правоту, в суде придется предъявить все договоры, заключенные с клиникой, и чеки об оплате медуслуг. Могут понадобиться и показания свидетелей.

Заранее обговорите со страховщиком лимит страхования.

Если вы решили купить медицинскую страховку в одной из частных клиник, обязательно обратите внимание на лимит страхования. Так называется сумма, в которую вы должны будете уложиться при обследовании и лечении.

При хронических заболеваниях в страховке могут отказать.

Кстати, в некоторых случаях вам могут отказать в страховке. Например, многие компании неохотно занимаются клиентами с тяжелыми хроническими заболеваниями, такими как онкология, сахарный диабет или туберкулез.