К кадровой политике Поликлиники со дня ее основания относились с особой тщательностью. Ведь, учитывая контингент пациентов, ответственность врачей и персонала была высочайшая, следовательно, и требования к их квалификации были более высокими в сравнении с другими медицинскими учреждениями. Профессиональная ответственность врачей и среднего медицинского персонала Кремлевской поликлиники имела совсем иную цену, чем за пределами Кремля. В системе правительственной медицины обслуживались лица, чья работоспособность имела государственное значение. Во времена Лечсанупра Кремля за уклонение от медицинских осмотров даже на высокопоставленных руководителей налагались определенные взыскания, если врачи сообщали об этом по месту работы пациента.
Многое может сказать о квалификации врачей Поликлиники документ 1928 г. В «Положении о квалификационной комиссии» описываются квалификационные требования к врачам, допускаемым к работе в Кремлевской больнице и поликлинике. В § 1 Приказа № 23 по Санитарному управлению Кремля при Управлении делами СНК от 14/IX с. г. «О Квалификационной Комиссии /КК/ по отбору кандидатов на врачебные и зубоврачебные должности — по Санитарному Управлению Кремля» подчеркивается:
«7. Кандидаты представляют в Санитарное Управление Кремля: удостоверения об окончании ВУЗа, отзывы советских, профессиональных и др. организаций и отдельных видных специалистов и пр. материалы, подтверждающие их работу в прошлом и настоящем. Если имеются научные труды, то представляется их перечень.
8. Для кандидатов, как правило, считаются обязательными следующие длительности стажа:
а) для врачей-специалистов амбулаторий и для врачей помощи на дому — не менее 8 лет практического стажа, из которых не менее 3 лет клинического или больничного стажа по специальности;
б) для зубврачей амбулаторий — не менее 8 лет практического зубоврачебного стажа;
в) для ординаторов стационара Кремлевской Больницы — не менее 10 лет клинического или больничного стажа по специальности;
г) для врачей-специалистов Кремлевской Поликлиники — не менее 15 лет практического стажа, из коих не менее 5 лет клинического или больничного стажа по специальности;
д) для зубврачей Кремлевской Поликлиники — не менее 15 лет практического зубоврачебного стажа;
е) для дежурных и поддежурных врачей Кремлевской Больницы — не менее 5 лет практического стажа, из коих не менее 3 лет клинического или больничного стажа по специальности.
Примечание: отступления от перечисленных условий могут допускаться только в отдельных случаях — по соглашению с Начальником Санупра Кремля».
На протяжении 90-летней истории при подборе врачебного состава традиционно отдавалось предпочтение специалистам, имеющим богатый опыт практической работы.
Из воспоминаний бывшей заведующей акушерско-гинекологическим отделением Л. В. Терской: «До того, как прийти в Четвертое Главное Управление при Минздраве СССР, я работала в обычном роддоме, где бывало по 35 родов за сутки. За месяц такой работы набираешь столько опыта, сколько за год — в другом месте. А на работу в Поликлинику принимали только высококвалифицированных специалистов, имевших большой опыт практической деятельности, минимум первую квалификационную категорию, желательно — подготовку в клинической ординатуре». Молодым специалистам вручались «Памятка молодому специалисту» и «Методические пособия для медицинских сестер», функционировала «Школа молодого специалиста».
С 1973 года в Поликлинике сложилась добрая традиция — «Посвящение в профессию молодых специалистов». Это мероприятие, где молодым врачам и медицинским сестрам дают наказы и вручают памятные сувениры. В отделениях разрабатывается индивидуальный план адаптации молодого специалиста, функционирует система наставничества.
Главная медсестра Поликлиники А. П. Кузина вспоминала : «Когда я только поступила на работу, нам, молодым специалистам, сразу же разъясняли правила субординации. Нас учили даже тому, как отвечать по телефону. Когда я, впервые ответив на телефонный звонок, просто сказала «Алло!», заведующая отделением сделала мне замечание: «Неправильно. Вы должны представиться — назвать отделение, свою фамилию и должность». С тех пор я не могу по-другому. Нас учили, как здороваться, вести беседу, представлять необходимую информацию, уточнять кто и зачем звонит. Не вызывая неправильного толкования, мы старались корректно беседовать по телефону: «Вас беспокоит Ваша участковая медсестра из Поликлиники. Врач приглашает Вас для прохождения диспансерного обследования или на активное наблюдение, потому что пациент перенес инфаркт и его нужно определенное время понаблюдать врачу».
Много внимания уделялось и исполнительской дисциплине, а также воспитанию честности и открытости взаимоотношений. Отрадно, что сегодня наша молодежь перенимает лучшие традиции Кремлевской медицины, в том числе правила медицинской этики и деонтологии».
Соблюдалась многоступенчатая процедура приема на работу в Поликлинику. Э. И. Косякова, кандидат медицинских наук, заведующая отделением оториноларингологии с 1974 по 2004 г., рассказывала: «При приеме нового сотрудника в отдел кадров всегда вызывали заведующего отделением. Там в его присутствии с кандидатом проводилось собеседование, а затем выясняли, как специалист характеризовался по прежнему месту его работы. Таким образом, претендент тщательно изучался со всех сторон, что препятствовало проникновению нежелательных сотрудников, не подходящих по профессиональным или личностным характеристикам для работы в нашей системе».
Бывший главный врач Поликлиники Г. Н. Ушаков вспоминал: «Поликлинике повезло, что кадровую службу стал возглавлять Владимир Михайлович Ястребов. Он сразу занялся тщательным изучением кадрового состава Поликлиники, и в первую очередь — заведующих отделениями и заместителей главного врача. Оказалось, что некоторые не соответствовали занимаемым должностям, в связи с чем им была предложена другая работа.
Нам удалось сформировать кадровый резерв. Из кого он состоял? Если обращались по вопросу о приеме на работу, а в Поликлинике в данный момент отсутствовала необходимая вакансия, кандидата, тем не менее, просили заполнить анкету, которую хранили. В результате было накоплено достаточное количество анкет. При освобождении должности, сотрудники отдела кадров совместно с руководителями соответствующих подразделений рассматривали их и вызывали специалиста на повторное собеседование. Таким образом, мы всегда имели возможность укомплектовать вакантную должность на конкурсной основе.
Кадровый резерв был создан и для выдвижения на руководящие должности заместителей главного врача из числа заведующих отделениями и на должности заведующих отделениями — из числа врачей, которые хорошо знали специфику работы нашего учреждения.
Первую Поликлинику всегда называли кузницей кадров — и это правильно. В Объединенную спецбольницу с поликлиникой врачей брали только из нашей Поликлиники. Мы по этому поводу достаточно часто дискутировали с Е. И. Чазовым, поскольку мы тщательно готовили кандидата для назначения на вышестоящую должность, и вдруг его забирали в другое учреждение на должность главного врача или лечащим врачом первых лиц государства. Таких случаев было много. И это тоже говорит о качественной работе с кадрами».
Академик Е. И. Чазов вспоминает: «Такой системы организации работы медицинских учреждений, такого их построения нигде в мире не было, и вряд ли уже, наверное, будет. Это родилось у нас, в России. Все было создано теми учеными, которые пришли в 4 Главное Управление при Минздраве СССР в конце 60-х годов. Именно для того, чтобы создавать новые подходы, организовали Центральную научно-исследовательскую лабораторию (ЦНИЛ). Мы не брали ничего с потолка, опирались на данные науки. И те главные специалисты и заведующие кафедрами ЦНИЛ, которые тогда пришли, разрабатывали предложения по своим направлениям для этой системы».
За это время Поликлиника стала для сотен и тысяч молодых врачей и медицинских сестер не просто местом работы. Она была и остается школой жизни и профессионального мастерства, строгой дисциплины, неукоснительного соблюдения медицинской этики и деонтологии, чуткого и внимательного отношения к пациентам.